Возбуждение уголовного дела.

Возбуждение уголовного дела

Уголовному делу о хищении миллиарда рублей или о простой краже, мошенничестве, присвоении – предшествует этап, называемый стадией — возбуждение уголовного дела.

На первый взгляд, здесь нет ничего сложного: чтобы возбудили уголовное дело, достаточно сообщить в правоохранительные органы, будь то полиция или прокуратура, следственный комитет.

Сильно  заблуждается тот, кто так считает, здесь много иллюзий, а действительность далека от реальности. ЗАПИСАТЬСЯ НА БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Мне  с большим трудом удается представить себе человека, радостно спешащего на прием к прокурору или на допрос к следователю, или даже на опрос к участковому или оперативнику.

Да, есть и профессиональные сотрудники правоохранительных органов, но практика раскрытия и расследования преступлений, отчасти сохранила отголоски советской милиции: явление, пока характерное для нашей страны.

Остальные всеми правдами и неправдами стараются по возможности избегать общения с отечественной правоохранительной системой. Но, с одной стороны, это иногда просто невозможно, о чем прекрасно знают предприниматели, которых постоянно посещают незваные гости из ОЭБ и ПК (ОБЭП), которым еще и вменили функции выявления налоговых преступлений, связанных с незаконным возмещением НДС, обналичиванием денежных средств и тому подобных подразделений.

С другой стороны, сплошь и рядом возникают ситуации, когда человеку самому приходится обращаться в правоохранительные органы за помощью и защитой. Но гражданин, выстрадавший заявление и принесший его в ближайшее отделение полиции, не застрахован от неожиданностей. Прежде всего будет удивлен тот, кто наивно полагает, что в милиции его с распростертыми объятиями встретят профессиональные и идеальные сотрудники.

Не в меньшей мере заблуждаются и те, кто надеется увидеть там  волшебников и суперменов. Нет, в «дежурке» вы увидите обычных людей, для которых вы сами, как и принесенное вами заявление, – это дополнительная работа, от выполнения или невыполнения которой размер зарплаты не зависит. А потому бурной радости приход очередного заявителя обычно не вызывает. Дальнейшие же события развиваются по сценарию, зависящему от порядочности и исполнительности сотрудника, к которому вы обращаетесь, а также от организации работы в данном конкретном подразделении.

Не должно быть так, чтобы в каждом отделении к гражданам относились одинаково неприветливо. Ведь правоохранительные органы не частная лавочка, а существующая на средства налогоплательщиков государственная структура. И хотя существует проблема приема обращений от граждан сотрудниками правоохранительных органов, но на сегодняшний день ситуация с регистрацией жалоб и заявления граждан резко улучшилась. Проблем в другом, настолько серьезна, что, несмотря на регулярно проводимые проверки и наказания нарушителей, факты «отфутболивания» заявителей или непринятия должных мер по обращениям граждан и организаций остаются обычным и широко распространенным явлением.

Общение с людьми, обращения которых в компетентные органы были проигнорированы адресатом, показывает, что многие из них убеждены в несовершенстве закона, регламентирующего процедуру разбирательства по обращениям граждан. Но они заблуждаются – процедура прохождения обращения гражданина в любой правоохранительный орган и принятия по нему решения регламентированы законом довольно четко (имеется в виду заявление о преступлении и ином правонарушении). Однако так уж повелось, что для любого чиновника, к числу которых относятся и сотрудники правоохранительных органов, на первом месте не закон, а инструкция, приказ. Понимая эту российскую (и не только) специфику, руководители ряда правоохранительных органов в последнее время провели важную работу – издали соответствующие инструкции, регламентирующие каждый шаг чиновника, к которому с соответствующим заявлением обратился гражданин.
Обычно первыми, к кому россияне обращаются по фактам правонарушений, являются сотрудники полиции. Поэтому рассмотрим процедуру возбуждения уголовного дела и работу с соответствующими обращениями граждан на примере МВД.

Заявление принимается как положено, но потом по надуманным основаниям в возбуждении уголовного дела отказывают. Не думайте, что в полиции совсем не осталось порядочных сотрудников. Нет, их пока большинство, но и «паршивых овец», портящих «стадо», меньше не становится.

Итак, человек, – возможно, представитель фирмы – собирается в отдел полиции с просьбой найти или привлечь к ответственности неизвестного либо известного ему злодея. Тут надо руководствоваться простым правилом – если задержание правонарушителя возможно «по горячим следам», то, не теряя ни минуты, надо спешить за помощью. В полиции вам покажут образец, по которому надо написать заявление, или даже примут устное заявление, составив соответствующий протокол. Но, когда подобная оперативность уже бессмысленна или, допустим, имеется обоснованное сомнение в адекватной реакции правоохранителей на ваше обращение, либо существует опасность преждевременно вспугнуть правонарушителя – спешка пагубна для интересов дела. Тут уж надо готовиться обстоятельно и, по меньшей мере, необходимо загодя написать заявление.

Теперь  слов о сроках рассмотрения заявления о преступлении. Здесь, так же как при оформлении заявлений, на первом месте не инструкция, а закон, а именно – Уголовно-процессуальный кодекс. В соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения. Правда, часть 3 указанной статьи позволяет продлить срок проверки до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий, судебно-медицинских экспертиз  руководитель следственного органа  вправе по ­ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя продлить этот срок аж до 30 суток.

Если все приведенные выше сроки прошли, а из полиции нет ответа, есть повод поинтересоваться результатами разбирательства. Инструкции МВД, дублируя часть 2 статьи 145 Уголовно-процессуального кодекса, возлагает на органы полиции обязанность информировать заявителя о принятом решении по сообщению о происшествии. Заявителю даже должно разъясняться его право обжаловать принятое решение и ­порядок обжалования. Однако бывает и так, что в проверочном материале имеется бумага о том, что заявитель якобы уведомлен о принятом решении, а тот об этом и знать ничего не знает. В таком случае на свои вопросы относительно судьбы заявления заявитель обычно получает уклончивые ответы, что работа, мол, ведется, что ответ будет выслан или уже отправлен и когда-нибудь вы его получите. Такое поведение работников милиции должно насторожить заявителя, его надо расценивать как сигнал к началу активных действий.

Если истекли установленные законом для проверки сроки, а вам в ответ несут подобный бред – пишите жалобу прокурору с требованием обязать такой-то отдел или его начальника уведомить вас о принятых мерах и решении. Не помогло такое обращение – смело идите в суд. Как и отказ в приеме сообщения о преступлении, так и бездействие можно обжаловать в суд. Текст жалобы, разумеется, может быть любым, но главное, чтобы из него было ясно: кто, когда, к кому и с каким заявлением обратился; чем подтверждается факт обращения; в чем конкретно выражается обжалуемое действие или бездействие чиновника; чьи права и свободы нарушены, и какие именно; о чем просит лицо, подающее жалобу.

Возбуждение уголовного дела. Все описанные выше шаги преследуют, по сути, единственную цель – принятие заявления правоохранительным органом, его регистрацию и возбуждение уголовного дела. Соответственно, начинается уголовное дело с поступления к уполномоченному на его возбуждение лицу ­соответствующей информации. Многие читают Уголовный кодекс, указывают на статью и говорят, что надо, мол, посадить злодея за такое-то преступление. Однако не все так просто, как может показаться. Государство не сразу реализует свое право наказания преступника. Этому моменту предшествует процедура, начало которой мы рассматриваем. В целом же она включает в себя такие элементы, как возбуждение уголовного дела, проведение расследования, судебное разбирательство и некоторые другие.

Такая процедура детально регламентирована уголовно-процессуальным правом, ­подзаконными актами, которые упоминались выше. Соответственно, возбуждение уголовного дела – это первая и обязательная стадия уголовного процесса. Можно сравнить эту стадию судопроизводства с фундаментом многоэтажного дома. Малейшая неточность при закладке фундамента приводит к тому, что огромная конструкция складывается как карточный домик. Также и здесь: небольшая оплошность – и уголовное дело «развалится». И останется заявитель ни с чем. Правда, от заявителя здесь, собственно, и зависит-то не много. Он, пожалуй, может лишь проявить определенную настойчивость, требуя от сотрудника правоохранительного органа или надзирающего за ним прокурора скорейшего принятия решения по поданному заявлению. Требования свои можно предъявлять в любой форме: писать письма, жалобы, запросы, ходить на личный прием к руководителям правоохранительного органа. Повторюсь еще раз – мы сегодня рассматриваем ситуацию, когда пришлось столкнуться с неквалифицированной работой сотрудников правоохранительных органов. Если же по заявлению гражданина или обращению от имени юридического лица работа правоохранителями ведется качественно, то честь им и хвала, а заявителю в подобном случае остается лишь по мере возможности помогать сотрудникам правоохранительных органов: являться по вызовам, приносить документы и т.п. Так вот, когда вместо работы по вашему обращению вы видите бездействие должностных лиц, то предлагаемый сегодня материал может быть полезен. Ведь эффективное оспаривание столь специфического бездействия возможно только тогда, когда подающий жалобу человек понимает, в чем же суть стадии возбуждения уголовного дела. А происходит на этом этапе работы правоохранительных органов следующее. Здесь компетентные органы и должностные лица должны проанализировать поступившую информацию – поводы для возбуждения уголовного дела, к которым, кроме рассмотренного выше заявления о ­преступлении, относятся: сообщение о совершенном или готовящемся преступлении из иных источников (например, публикация в газете, рапорт сотрудника).

Бывает и так, что заявителю из полиции приходит уведомление и приостановлении предварительного расследования уголовного дела либо его прекращения, где говорится о не установлении лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого или за отсутствием в его действиях состава преступления, а может и события самого преступления. Либо отказ в возбуждении уголовного дела.

В Уголовном кодексе имеется крайне мало составов, по признакам которых уголовное дело может быть возбуждено лишь при наличии данных о личности человека, совершившего противоправное деяние. Это, например, дела о неуплате налогов, незаконного возмещения НДС, коррупционных преступлений.

ЗАПИСАТЬСЯ НА БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Для принятия решения о возбуждении уголовного дела обычно не требуется установления лица, совершившего преступление. Необходимы лишь такие данные, которые свидетельствуют о наличии самого события преступления. Ведь уголовное дело возбуждается по факту обнаружения объективных признаков преступления. Между тем при определенных законом условиях (отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления; истечение сроков давности уголовного преследования; смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего; отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению и некоторые другие) компетентные лица выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В этом случае заявитель получает соответствующее уведомление, где в числе прочего ему обязаны разъяснить право на обжалование ­постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

 

Leave a Comment