Отказ от права собственности на земельный участок — это право гражданина по своей инициативе прекратить владение землей на законных основаниях. Поговорим о том, по каким причинам он происходит, какие действия для этого нужно предпринять и какие документы подготовить.
Основания для отказа от права собственности на землю
Возможность передать ненужный участок государству закреплена в Земельном кодексе РФ (статья 53), а как отказаться от собственности на земельный участок, описано в Федеральном законе №218-ФЗ от 13.07.2015.
Почему люди отказываются от собственности на землю? Вместе с владением, пользованием и распоряжением человек получает и обязанности. Землю следует использовать строго по целевому назначению, содержать в порядке и платить земельный налог.
А если человек тяжело заболел, переехал жить в другой город или просто занят так, что ему некогда уделять время землевладению? Или, допустим, он достался по наследству и находится в глухой местности, где ни дорог, ни электричества? Или просто нет денег на уплату налога, особенно если кадастровая стоимость земли высока?
Если у человека нет возможности поддерживать порядок на своем участке или платить налог, тогда логично избавиться от земли. Самое простое решение — продать. Но сделать это получается не всегда: на иные «6 соток» спрос отсутствует, и даже за бесценок их никто покупать не хочет. В этом случае самый логичный вариант — оформить отказ от земельного участка, находящегося в собственности, и снять это бремя со своих плеч.
Единственным основанием для запуска процедуры является личное заявление собственника.
Как составить заявление об отказе
Этот документ пишут от руки, а в идеале текст набирают на компьютере и распечатывают. Готовый бланк для заполнения получите в местной администрации либо скачайте в интернете.
Скачать образец заявления
В заявлении обязательно должны присутствовать:
- Шапка — наименование организации, в которую подается документ (отделение Росреестра либо название местной администрации). Сведения о заявителе (адрес, телефон, email).
- Название («Об отказе от права собственности»).
- Текст документа (информация о том, почему владелец желает оформить отказ от прав на земельный участок, данные о собственнике земли).
- Перечень прилагаемых документов.
- Дата и подпись заявителя.
Какие документы нужны
Сотрудники Росреестра будут рассматривать просьбу владельца оформить отказ от земельного участка в пользу государства, только если корректно собран пакет документов. В него входят:
- заявление;
- паспорт заявителя либо нотариальная доверенность на представителя;
- согласие учредителя (для юрлиц, у которых земля находится в оперативном управлении);
- выписка из ЕГРН + копия либо правоустанавливающий документ;
- выписка из ЕГРЮЛ (для юрлиц).
Куда обращаться
Если земля оформлена на праве собственности, заявление подается в Росреестр либо в МФЦ, если на основании бессрочного пользования или наследования, то в муниципалитет. Но независимо от того, куда оно подано, прекращение права владения участком регистрируется в Росреестре. Госпошлина за это действие не платится.
Сроки процедуры
С момента подачи заявления до госрегистрации проходит не более 7 рабочих дней. Затем в течение 5 рабочих дней заявителю отправляется официальное уведомление о прекращении права собственности.
Последствия отказа
Если раньше при отказе от владения право собственности (и обязанность платить налог) сохранялось до того, как новый владелец (муниципалитет или иные лица) не оформит сделку в Росреестре, то сейчас систему упростили и никому не придется ломать голову, как отказаться от земельного участка в наиболее короткий срок.
Теперь после регистрации бывший владелец полностью теряет все права на владение, распоряжение и пользование землей. Она переводится в ведение местной администрации и получает статус бесхозной. Затем она либо заново уйдет на приватизацию, либо будет переоформлена в муниципальное владение.