На наш взгляд, такая комплексная правовая защита, с одной стороны, позволяет вести всестороннюю борьбу с налоговыми правонарушениями, с другой стороны, требует определения четких критериев разграничения условий и оснований соответствующей ответственности за правонарушения в области налогообложения и сборы. Только единое понимание права и согласованное применение существующих норм могут обеспечить верховенство закона в правоприменительной деятельности.
Литература:
- Колотыркина С. И. Виды ответственности в праве // Труды Института государства и права РАН. — 2019. — № 5. — С. 10–20.
- Шабуров А. С., Жайкбаев Ж. С. Теория государства и права: учебное пособие. — Курган: Издательство Курганского гос. университета, 2019. — 382 с. 3. — 495 с.
- Крохина Ю. А. Налоговое право. — 6–е изд., перераб. и доп. — М: Издательство Юрайт, 2013. Абдулаев М. И.
НК РФ, пени за несвоевременное исполнение обязательства по уплате сбора взимается независимо от применение других видов ответственности;
Кого привлекают к ответственности за налоговые нарушения
В соответствии с нормами КоАП РФ, дело об административном нарушении может быть возбуждено в отношении и физического, и юридического лица, а вот уголовное, в соответствии со ст. 19 УК РФ, — только в отношении физического лица.
Составы проступков
Если в НК РФ в качестве объективной стороны нарушения указана неуплата налога вследствие занижения базы для расчетов (случайно или намеренно) или других неправомерных действий, то УК РФ акцентирует внимание на том, что преступление совершается умышленно.
Привлечение налогоплательщика к административной ответственности по такому нарушению, как неуплата налогов, КоАП РФ устанавливает по принципам и нормам, изложенным в главе 15 КоАП: в ней перечислены нарушения в области налогообложения, финансов и сборов. Большинство статей относится к крупным участникам рынка.
За такое правонарушение, как неуплата налогов физическим лицом, привлекают к ответственности по статьям Налогового кодекса, если нет состава преступления, предусмотренного ст.
198
Виды ответственности
При выборе мер воздействия на налогового неплательщика суд рассматривает обстоятельства конкретной ситуации и размер ущерба и на основе этого определяет, какое наказание за неуплату налогов физическим лицом назначить. За подобное нарушение привлекают к следующим видам ответственности:
- материальная.
В соответствии со ст.
При наличии любого из вышеперечисленных обстоятельств или их совокупности налогоплательщик вправе требовать снижения размера наложенного на него налогового штрафа.
Как уменьшить размер налогового штрафа
Уменьшить величину назначенного налогового штрафа может любая организация-налогоплательщик при наличии у нее тех или иных смягчающих налоговую ответственность обстоятельств.
Данная проблема связана с тем, что в настоящее время дл сих пор не выработано четкое содержание самого понятия административной ответственности, так как единообразия в Российском законодательстве на сегодня нет. Отсюда вытекает другая проблема — сложности с определением содержания ответственности за налоговые преступления.
Обзор судебной практики по данному вопросу говорит о том, что «ответственность, предусмотренная статьей 13 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в большей степени схожа на природу административной ответственности.
Эта ситуация приводит к определенным негативным последствиям, например, проблема в понимании данного института приводя к формированию самостоятельных видов юридической ответственности по отраслевому принципу: налоговая, земельная, в сфере бюджетных правоотношений, конституционная и проч.
Конева, который говорит о том, что под данным видом юридической ответственности понимает предусмотренную законодательством правовую ответственность за совершенное административное правонарушение, связанное с применением административных наказаний (санкций) [5].
В соответствии с Налоговым Кодексом РФ административную ответственность можно считать дополнительным видом ответственности, так как документ закрепляет положение о том, что штраф, наложенный на организацию, не снимает ответственности, которая наложена на должностные лица.
В сфере налогов и сборов административную ответственность можно разделить на группы. К первой будет относиться порядок осуществления контроля.
7
штраф за непредставление налоговым агентом расчета 6-НДФЛ
п.1.2 ст.126 НК РФ
1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета
8
штраф за непредставление в налоговую инспекцию сведений о другом налогоплательщике
п.2 ст.126 НК РФ
10 000 рублей
9
штраф за представление налоговым агентом документов, содержащих недостоверные сведения
ст.126.1 НК РФ
500 рублей за каждый недостоверный документ
10
штраф за неправомерное несообщение сведений, которые налогоплательщик обязан сообщить в налоговую инспекцию
по ст.129.1 НК РФ
5 000 рублей
Какие обстоятельства помогут снизить налоговый штраф
Перечень обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, установлен в соответствии с п.1 ст.112 НК РФ.
Налоговое ведомство пояснило, что установленная в НК РФ возможность уменьшения налогового штрафа направлена на стимулирование налогоплательщиков на самостоятельное устранение последствий допущенных ими налоговых нарушений. Поэтому возможность уменьшения штрафа не может зависеть от того, умышленно ли совершено налоговое нарушение или нет.
Более того, если налоговый спор доходит до суда, но в исковом заявлении налогоплательщик не заявляет требований о снижении размера штрафа, то при наличии смягчающих обстоятельств суд все равно обязан уменьшить величину налогового штрафа (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.07.2021 №А02-1486/2020).
На сколько можно снизить налоговый штраф
Действующее законодательство не ограничивает максимальную сумму, на которую может быть уменьшен назначенный налогоплательщику штраф.
Ключевые слова:административная ответственность, бухгалтерский учет, налоговый орган, сфера налогов, неуплата налогов, нарушение.
В любой стране налоги уплачиваются большинством слоев населения. Из налоговых поступлений государство финансирует значительную часть расходов: на оборону, здравоохранение, образование, на содержание органов управления, судебной системы, на социальную и культурную сферу и т.
д.
Однако нередким явлением становятся и нарушения правил налогообложения, предусматривающих разные виды ответственности, в число которых входит и административная ответственность.
В настоящее время налоговые правонарушения становятся все более частым явлением.
При этом в обоснование такой позиции приводятся аргументы о специфике производства по рассмотрению таких дел, органах, рассматривающих соответствующие дела, санкциях и т. д. По мнению сторонников существования в качестве самостоятельного вида налоговой ответственности полагают, что юридическая конструкция состава налогового правонарушения содержит достаточные и необходимые признаки для признания совершенного деяния налоговым правонарушением и привлечения лица к налоговой ответственности.
Из этого следует, что таковому присущи признаки, отличные от уголовного и административного правонарушения.
Несмотря на это, проведенные исследования говорят о том, что обособленность налогового правонарушения в настоящее время не представляется возможным, так как любое налоговое правонарушение имеет признаки либо административного, либо уголовного преступления.
)
2015. № 23 (378).